Рекрутинговое агентство Актив-Про
Рекрутинговое агентство Актив-про Саратов
(8452) 37-67-20
г. Саратов, проспект Строителей, 1.
e-mail: aktiv-agent@mail.ru, 376720@mail.ru
Статьи Как решить опасную проблему с проблемой. 2013 год.
Очень важная функция руководителя - это решение проблем. Что такое проблема на психологическом уровне? Это когда не понимаешь почему не получается достичь намеченного результата. У руководителя и его сотрудников возникают всякие переживания, которые явно не способствуют здоровой рабочей атмосфере. Если затянуть решение, то эмоции могут совершить свою разрушительную работу.
 
Что делать? Самое главное - начать с этого вопроса, но есть соблазн начать с вопроса - кто виноват. Это ловушка для неопытных руководителей. Если вы выявили виновного сотрудника – то вам кажется, что проблема решена. Проходит время – проблема повторяется. Уволили «проблему» - повторяется. Так будет до тех пор, пока вы не поймете причину возникновения проблемы.
 
Первое, что надо сделать, это сформулировать причину вызывающую проблему. Но как до нее добраться?
Сначала нужно описать проблемную ситуацию.
Основные элементы проблемной ситуации это:
1.      исходная ситуация;
2.      результат,который вы никак не можете достичь;
3.      траектория движения из исходной ситуации к результату;
4.      препятствие, не позволяющее достичь цели.
 
Кажется, что в этом нет ничего нового, все это интуитивно понятно на уровне здравого смысла. Но не спешите с выводами. Если уметь организовать процесс осознания каждого из элементов проблемной ситуации, за счет проговаривания,
т.е. описания словами каждого из элементов,
а еще лучше письменного описания,
то ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ волшебным образом становится ЗАДАЧЕЙ.
Фактически вы подробно и системно прописываете УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ.
Это позволяет вам увидеть:
·         пункт А - текущая ситуация
·          и пункт Б – ситуацию, в которую вы стремитесь.
·         увидеть те траектории, по которым вы уже ходили из пункта А в пункт Б.
·         препятствия на вашем пути.
 
В результате вам становится понятно, что с этой ситуацией можно сделать, как достичь поставленной цели.
 
Что можно сделать с препятствием?
Убрать или обойти по другой траектории – новая стратегия.
 
Что можно сделать с пунктом Б – целью?
Скорректировать, а может быть отказаться (навсегда, если цель ложная, например, не соответствует вашим ценностям или утопичная).
 
Какие траектории в принципе возможны.
Какие траектории для вас приемлемы в плане наличия ресурсов, уровня затрат или соответствия вашим ценностям. Нельзя останавливаться на первой подходящей стратегии. Нужно найти и описать какое-то возможное количество, чтобы у вас была возможность выбрать из хороших лучшую. Тогда это принятие решения, а не волюнтаризм одной версии.
 
Таким образом, дискомфорт, который вы испытывали в проблемной ситуации, когда непонятно почему не получается, меняется на понимание того, что с этим в принципе можно сделать. В ходе этого процесса рождается новое знание о проблемной ситуации, ее новое восприятие, ее новое видениеза счет более осознанного процесса взаимодействия с ситуацией.
 
Все, что у нас крутилось в голове, все мысли по поводу, все, что для нас было интуитивно понятно,
когда выливается на бумагу, через предварительное проговаривание -
дает реальное осознаниепроблемной ситуации.
 
Текст довольно сильно отличается от того, что у нас в голове.
Формулировка, структура изложения - все это меняет, уточняет содержание и смысл излагаемого.
Когда смотришь на ситуацию со стороны.
Когда видишь каждый из четырех элементов ситуации,
начинаешь видеть большинство слабых сторон своей работы.
Не зря говорят, что хорошая формулировка задачи - это половина решения. Это не просто слова, а реальный инструмент вычленения из проблемы  причины, вызывающей проблему.
 
Если причина возникновения проблемы определена верно, то обычно становится понятно, как ее устранить.
 
Возможность прописать условия задачи для проблемной ситуации является частью технологии проблемно-деловой игры (ПДИ), которая позволяет найти причину проблемы в сложных случаях. Я пишу книгу, в которой описываю, как я участвовал в создании этой технологии, основные механизмы самой технологии, и для чего она может пригодиться (готовые куски планирую выкладывать на своем сайте www.prorekrut.ru). Надеюсь, что она позволит всем желающим воспользоваться этим инструментом для решения своих проблем. Технологии уже более 25 лет. Ее успешно использует разные команды в России и за ее пределами. Было время, когда служба развития персонала "Томскнефть" ежеквартально проводила ПДИ для молодых специалистов под названием "Команда решения проблем".Основная цель была - научить будущих управленцев-производственников технологии принятия решения в команде.
В рабочем обсуждении можно задействовать от 5 до 60 человек. Количество участников зависит:
·         от сложности проблемы;
·         от количества лиц, влияющих на ситуацию;
·         от количества экспертов, необходимых для системного описания ситуации;
·         от необходимости соблюдать условие представленности всех функциональных подразделений компании или дилерской сети.  
 
Если проблема локальная, то обычно создается рабочая группа из 5-7 человек экспертов плюс модератор, владеющий технологией. Если проблема связана, например, с концепцией развития предприятия - это минимум три группы по 7 человек, плюс эксперты и команда сопровождения от 5 до 12 человек. Модератору НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ ЭКСПЕРТОМ В КОНКРЕТНОЙ ОТРАСЛИ ИЛИ ТЕМЕ. Его задача - построить процесс коллективного мышления.
 
Ниже отрывок из будущей книги.
 
Сказочное начало.
 
Все началось крайне неожиданно и быстро. Результат – я, студент психологического отделения Саратовского государственного университета (СГУ), веду психологическое сопровождение группы на проблемно-деловой игре (ПДИ) «Перспектива» в Доме творчества кинематографистов в Болшево. 1987 год - игра проводится по инициативе секретариата правления Союза кинематографистов СССР. Официальная версия темы игры – анализ и коррекция модели кинематографа в СССР. Неофициальная - Госкино СССР начинает сдавать свои позиции. В кино появилась новая сила — секретариат СК СССР.
 
В моей группе П. Тодоровский. Оказывается, фильм «Верность», который получил приз за лучший дебют на Венецианском кинофестивале 1965 года, он снимал в Саратове. Кроме него запомнился Ф. Хитрук – классик советской мультипликации. Его фильм «История одного преступления» считается началом нового стиля в советской мультипликации. Наиболее известны его мультфильмы о Винни-Пухе, каникулы Бонифация. Интересно было общаться с народной артисткой СССР Ноной Мардюковой и Павлом Лебешевым (работал оператором-постановщиком с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия).
 
Методологов на мою группу не хватило - веду и за методолога. На второй день прибегает главный игротехник и тащит меня в другую группу, и по пути шипит мне в ухо о том, что методолог не справляется с ситуацией (ему не хватило психолога, как мне методолога). Оказывается, группа уже час не работает, а слушает речь о судьбе кинематографа. Захожу в группу - держит речь Григорий Наумович Чухрай - все загипнотизированы авторитетом и харизмой.
 
Объясню, кто такой Григорий Наумович – это народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, режиссер-постановщик фильмов «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), т.е. живой классик советского кино. Более 15 премий и призов на международных кинофестивалях в Эдинбурге, в Каннах, в Лондоне, в Милане, в Сан-Франциско, от Британской киноакадемии, от Академии кинематографии Италии. Член Коллегии Госкино СССР.
 
Кроме того, это человек почти двух метров роста и явно крутого нрава. Во время Великой Отечественной войны воевал в воздушно-десантных войсках, был четырежды ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда».
 
И такого человека мне, студенту из Саратова, надо остановить. Как вы бы поступили в этой ситуации?
Спрашиваю у участника - есть ли шанс, что устанет. Мне объяснили, что нет - может говорить часами. На подготовку доклада отведено два часа. Ситуация критическая. Срабатывает интуиция и психологическая квалификация. Словами мне его не остановить, это я понял сразу. Вхожу в его личное пространство – т.е. встаю рядом с ним, чтобы он меня чувствовал. Несколько секунд (мне показалось минут) он меня не замечает. Но потом психологический дискомфорт срабатывает. «Опять эти психологи мешают работать»- в сердцах размахивает руками и сбивает со стола хрустальную пепельницу. Она в дребезги - ему неловко. Группа вернулась к работе.     
 
Так начиналась моя работа в проблемно-деловых играх (ПДИ). Это была вторая игра, в которой я принимал участие. Первая была в марте 1986 году в Саратове в ИСЭП АПК АН СССР.
 
 
 Директор агентства «Актив-Про» 

Евгений Валентинович Филиппов

(8452) 37-67-20

903-382-16-47

376720@mail.ru

evfilippov@mail.ru

skype fil3471

www.prorekrut.ru