Рекрутинговое агентство Актив-Про
Рекрутинговое агентство Актив-про Саратов
(8452) 37-67-20
г. Саратов, проспект Строителей, 1.
e-mail: aktiv-agent@mail.ru, 376720@mail.ru
Статьи КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩЕГО ХАРИЗМАТИКА . 2013 год.

 
ГДЕ ЛЕЖИТ КОРЕНЬ РАЗНОГО ПОНИМАНИЯ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ ХАРИЗМА?
 
Первый вариант – харизма идеи.
Невозможно быть харизматичным только для себя самого. Харизматики - это те, у кого есть последователи. Последователи чего? У такого человека должно быть некое мировоззрение, которое производит на людей столь сильно впечатление, что они воспринимают это мировоззрение как собственное. Выбирая свой путь, они становятся со-творцами, вдохновляемые идеями харизматика. Харизматик «горит» своей идеей, и его яркая вера становится источником веры и энергии последователей.  
 
Если человек чувствует, что он может что-то изменить в этом мире и знает, как это сделать, то лидерство и власть сами приходят к нему, иногда вопреки его желанию.  
 
 Харизматики исключительно преданы идеям, которые составляют смысл их жизни. Эта безоговорочная вера на уровне самопожертовования, способность «идти до конца», производят на людей сильное впечатление.
 
Они не подчиняют последователей своей воле, наоборот, последователи сами стремятся быть рядом с ними. Они могут их заставить, но им это не нужно.
 
Второй вариант – харизма внешности.
Есть другой вариант привлечения последователей – с помощью ярких внешних проявлений лидера. Здесь мировоззрение заменено впечатлением.
 
По мнению Марка Лучина (известный автор фенотипологии) харизма — это яркие генетические черты, явно проявляемые в фенотипе (внешнем виде). Обладатель таких черт сознательно доводит их до «гротескового» состояния и с хорошим актёрским мастерством подает публике. Это их способ производить яркое позитивное впечатление.
 
Почти всегда это прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей, оказывать на окружающих мощное влияние, почти гипнотическое, "наводить чары", вызывая в своих последователях неосознанное стремление подчиняться воле харизматичного господина.
 
Здесь термин «харизма» связан со словом «власть». Такому лидеру важно ощущение власти, полного контроля над последователями. Такое проявление харизмы требует от человека незаурядной энергии и выносливости.
 
КАК В ЖИЗНИ КОМПАНИЙ СТАЛКИВАЮТСЯ ЭТИ ДВА ТИПА ХАРИЗМЫ.
 
В книге Джима Коллинза «От хорошего к великому» есть описание того, как были выявлены по-настоящему великие компании. Были отобраны те компании, чья совокупная доходность по акциям в течение 15 лет как минимум в три раза выше, чем средний показатель по рынку. Таких оказалось одиннадцать.
 
Руководители компаний, которые добились выдающихся результатов, все оказались как будто бы из одного теста. Все они были одновременно скромные и волевые, застенчивые и отважные. Их описывают так: «спокойный», «простой», «скромный», «сдержанный», «застенчивый», «приятный», «незаметный», «уравновешенный».
 
Вот описание Кена Иверсона (глава компании «Nucor», одной из самых успешных сталелитейных компаний в мире): «Кен - очень скромный человек. Он очень прост. Я имею в виду обычные вещи. У него небольшой дом, в котором он прожил много лет. У него не было гаража, и он жаловался мне однажды, что ему пришлось использовать свою кредитную карточку, чтобы соскрести иней со стекла, и она сломалась. Я сказал: «Знаешь, Кен, есть простое решение, построй гараж». А он сказал: «Да ладно, это не так уж важно». И он действительно такой - скромный и простой».
 
Для них главным в их жизни был успех компаний. Они не придавали значения тому, что, может быть, не все узнают, чьи именно усилия явились основой успеха.
 
Они поражают тем, что не говорят о себе. Во время бесед они готовы были бесконечно говорить о развитии компании и о роли менеджеров, но неизменно избегали обсуждения той роли, которую играли они сами.
 
Несмотря на их выдающиеся результаты, о них почти никто не знал. Они никогда не стремились стать великими героями, попасть на пьедестал, стать идолами. Они казались обычными людьми, которые добились исключительных результатов.
 
Это типичное описание харизматика идеи. А где же сила харизмы?
Нужно понимать, что их успех - это не просто следствие скромности. Эти руководители не состоят на услужении у своей компании, это не «лидер-слуга». Они фанатически преданы своему делу. Они продадут завод или уволят брата, если это будет необходимо для процветания компании.
 
Корк (Чарльз Р. Корк Уолгрин III, глава компании «Walgreens», создатель одной из лучших в мире сети аптек) сказал на одном из заседаний по планированию: «В течение следующих пяти лет мы должны полностью расстаться с ресторанным бизнесом». Можно было слышать, как муха пролетела в комнате. В то время у него было более 500 ресторанов. Он никогда не отступал. Он никогда не сомневался, никогда не колебался.
 
Спокойствие и настойчивость этих руководителей проявляются в стиле работы. Это выражается в простом усердии, сродни усердию рабочего.
 
Дэвид Максвелл стал главой Fannie Мае в 1981, когдаубытки ком­пании составляли $1 млн ежедневно, а когда он уходил  - ежедневная прибыль составляла $4 млн, а совокупный до­ход по акциям превзошел средний по рынку в 3,8 раза. Максвелл ушел в отставку потому что считал, что его слишком долгое пребывание на посту главы ком­пании было бы против ее интересов, и передал управление достойному преемнику - Джиму Джонсону. Успех компании после смены лидера – это привилегия харизматика идеи. Человека нет, но его идеи продолжают управлять компанией, и воплощаются его последователями.
 
Харизматик внешности не способен подчинить свои личные интересы целям компании. Люди этого типа всегда будут трудиться только во имя того, что они получают за свой труд: славу, деньги, признание, власть и так далее, но не во имя того, чтобы что-то создать, построить, развить.
 
Компанию «Rubbermaid» возглавлял Стэнли Голт. В статьях, посвященных «Rubbermaid», Голт описан как жесткий, эгоцентричный руководитель. Однажды в ответ на обвинение в тирании он сказал: «Да, но я искренний тиран». Он выбрал преемника, который продержался всего один год. Преемники Голта столкнулись не только с отсутствием команды, но и с отсутствием способных менеджеров.
 
Агрессивность и честолюбие, благодаря которым эти люди так часто приходят к власти, вступают в конфликт с теми человеческими качествами, которые есть у харизматиков идеи. Эти два типа никогда не уживутся в одной компании.
 
Харизматики внешности больше заняты собственным возвеличиванием и не могут создать условия для успешной деятельности компаний после своего ухода. Если компания разваливается на куски, как только вы закрыли за собой дверь – вы харизматик внешности.
 
Это проблема особенно сильно проявляется в компаниях, которые добились кратковременного успеха под руководством талантливого, но эгоцентричного лидера, только для того, чтобы прийти в упадок через несколько лет.
 
Ли Якокка, например, спас Chrysler, которая  одно время находилась на грани катастрофы. В середине пребывания Якокки на посту главы фирмы доходность по акциям Chrysler в 2,9 раза превосходила средний показатель по рынку. Затем, однако, все его внимание сместилось на собственную персону и стремление упрочить свою славу самого известного корпоративного руководителя в истории американского бизнеса. Книга под названием «Якокка» разошлась тиражом в 7 млн. экземпляров. Когда он прибыл в Японию, его окружила многотысячная толпа почитателей. Во второй половине его правления акции Chrysler упали до отметки на 31% ниже, чем средний показатель по рынку. Внутренняя слабость компании привела к тому, что она была, в конце концов, куплена немецким автопроизводителем Daimler-Benz.
 
ПОЧЕМУ ОДНИМ ДЛЯ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ НУЖНЫ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ, А ДРУГИМ НЕТ.
 
Чтобы разобраться в этом,  обратимся к этологии – науке, которая занимается анализом поведения животных. Это позволяет снимать многочисленные мифические наслоения, которые присутствуют в психологии по отношению к человеку.
 
Этологи считают, что особь занимает самое высокое место в социальной структуре, если у нее самый высокий среди членов этой социальной структуры ранговый потенциал. Различают ранговый потенциал фактический и визуальный, т.е. настоящий и не настоящий.
 
Визуальный ранговый потенциал - это набор ярко выраженных внешних признаков особи. Эти признаки вызывают срабатывание инстинктивных моделей поведения других особей, в результате чего они признают его высокий ранг. Для инстинкта если блестит – значит, золото.
 
Пример изменения визуального ранга - низкоранговый петух с наклеенным гребнем. Все другие петухи воспринимают такого как высокорангового, но стоит отклеить гребень - и он опять низкоранговый. У людей работает тот же механизм. Вспомните описание харизматика внешности. Именно правильно построенные внешние признаки дают этому человеку возможность увлекать и управлять другими людьми. Правильная внешность, поза, тембр голоса, необычное поведение - вот набор харизматика внешности.
 
Фактический ранговый потенциал.
Особи с высоким ранговым потенциалом способны участвовать в конфликтах с очень высоким уровнем напряжения, не теряя адекватности поведения (например, угроза жизни всей стаи). Такая особь не теряется и не впадает в неадекватную агрессию.
 
Вот почему, если руководитель часто и не по делу кричит, это говорит о его низком ранговом потенциале, о неуверенности в себе. Чтобы поддержать свой ранг, ему приходится прибегать к внешним атрибутам – а это визуальный ранговый потенциал.
 
Настоящему харизматику не нужно себе и окружающим доказывать, что он главный, да это его и не беспокоит. Его психологическая устойчивость очень высока. Настоящий харизматик понимает, что в тяжелой для его группы ситуации только он способен сохранять здравый смысл, и именно это качество ставит его на самую высокую ступень иерархии в данной социальной группе.
 
Если вы хотите узнать, способен ли человек работать руководителем высокого ранга, нужно посмотреть, насколько он способен работать, не перекладывая ответственность на других в критических ситуациях. Вспомните, как часто он обвиняет в неудачах группы не себя, а членов группы. Руководители с высоким ранговым потенциалом так не поступают. Они могут легко уволить ненужного работника, но не будут обвинять его в неудачах команды. Причина не только в нравственности, это действие противно их внутренней природе настоящего харизматика.
 
Высокая психологическая устойчивость к воздействию внешней среды - базовое качество, лежащее в основе многих качеств харизматика. Это абсолютная уверенность в себе, высокая самооценка, не требующая внешних подтверждений, непонятная многим окружающим фанатичная настойчивость, преданность своей идее, своему плану, способность никогда не отступать от своей цели, никогда не колебаться. Спокойствие и настойчивость – это основа существования харизматиков идеи. Там, где все сдаются, опускают руки, они способны продолжить движение к цели и при этом не терять адекватности.
 
Настоящий ранговый потенциал не определяют внешние признаки особи: ее размер, физическая сила или способность громко кричать в конфликтной ситуации. Пример из фольклора. Сказка о лисе в ледяной избушке, и зайце в лубяной. Ранговый потенциал у лисы был очень высок - её убоялся и волк и медведь. Но у петуха он был ещё выше, и лиса сразу убежала. Хотя петух, даже с косой, не опаснее медведя.
 
У животных размер и физическая сила не определяет главного в стае. В тоже время, это не может быть слабая или больная особь. Это может быть не самая крупная или сильная физически, но всегда особь с высоким потенциалом «настырности».
 
У людей мы легко вспомним харизматиков со скромными физическими данными. Например, А.В. Суворов— один из величайших русских полководцев, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений).
 
Основа рангового потенциала человека определяется наследственностью. На неё сильно влияют природные уровни гормонов и нейромедиаторов. Причём специфическое высокоранговое или низкоранговое поведение человека начинает проявляться с первых дней жизни.
 
Фактический потенциал сильно зависит от условий роста, воспитания и других внешних обстоятельств жизни особи. Эти обстоятельства могут воспрепятствовать реализации врождённого рангового потенциала, а могут способствовать его полному раскрытию, и даже усилению.
 
Цель харизматика идеи - реализация идеи. Лидерство для него – это естественное состояние, свойство его натуры. Все, что может помешать ему в реализации его идеи, становится объектом агрессии.
 
Цель харизматика внешности - доминирование в социальных группах. У него, как правило, завышенная самооценка, и он считает, что все должны признать и оценить его фактуру и ум, и непременно подчинятся ему. Если вдруг это не происходит, он попадет в состояние агрессии.
 
Поскольку у харизматика внешности нет необходимого рангового потенциала, то ему приходится в управлении опираться на внешние признаки: должность, социальный статус, внешность, одежда, повышение тона, крик, демонстрация своего положения по отношению к другим членам группы, интриги, попытки понижения статуса представителей его социальной группы. Он стремится вызвать страх, постоянно контролировать уровень своего доминирования через проверки лояльности. Это не только потому, что он «вредный», а скорее он «вредный», потому что ему нечем увлечь людей, кроме своего неоправданного ранговым потенциалом статуса.
 
У харизматика идеи другая ситуация. Он знает, куда ведет людей. Его последователи - это не марионетки, они идут с ним не из-за страха наказания. Поэтому как выглядит носитель идеи - не важно. Ему не нужны внешние атрибуты доминирования, все и так знают, кто тут главный и почему.
 
Поэтому в команде харизматика идеи обычно больше людей, стремящихся к чему-то, людей, позитивно оценивающих окружающих. У харизматика внешности больше людей, избегающих чего-то, негативно оценивающих окружающих.
  
 Итак, наличие амбиций и внешней крутизны это еще не признак настоящей харизмы. Нужно рассмотреть в человеке фактический ранговый потенциал плюс возможность и желание его реализовать. Тогда вы получите эффективного лидера, способного создать команду, а не группу поддакивающих специалистов, и тогда можно рассчитывать на смену лидера без потери команды и управления в компании.
 
 
Директор агентства «Актив-Про»
Евгений Валентинович Филиппов
(8452) 37-67-20
903-382-16-47
376720@mail.ru
evfilippov@mail.ru
skype fil3471
www.prorekrut.ru